Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Сундучок знаний » Родничок

Масленица - кривошейка


Масленица – кривошейка

Программное содержание: Воспитывать интерес к обычаям и обрядам русского народа. Развивать эмоциональное восприятие окружающего через национальную русскую культуру; выразительность речи. Продолжить работу над запоминанием фольклорных текстов. Пробудить интерес к русским народным играм.

Оборудование: Грамзапись Чайковского из цикла "Времена года” "Масленица”. Два веника, проволока, цветная бумага, кочерга, блины.Модель недели.

 

Организованная образовательная деятельность

 

Воспитатель. Кончается зима. Дни становятся длиннее. В народе про      

последний месяц зимы говорят: "Февраль зиму выдувает”. А ведь совсем недавно мы встречали ее, радовались первому морозу, первому снегу.

Дети какие праздники подарила нам зима?

Дети: Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Воспитатель: В феврале, последнем зимнем месяце, издавна устраивались всенародные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый, раздольный - он продолжался целую неделю. Все дни Масленой недели имеют свои особые названия: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечорки,  суббота – заловкины посиделки, воскресенье – проводы, прощенный день.

В первый день Масленицы справляют встречу Масленицы - Широкой Боярыни. В этот день пекли блины и посылали ребят "встречать” Масленицу.

Дети ездили по улице верхом на кочерге или ухвате с блином в руке и пели:

 

Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, блином

И румяным пирогом.

 

Дети, давайте и мы с вами научимся встречать Масленицу.

 

Разучивается четверостишие

 

Воспитатель: Главной гостьей праздника была соломенная кукла – Масленица. С ней разговаривали как с живым существом, дорогой гостьей, еще ее величали то девицей – красавицей, то Авдотьей Ивановной.

Дети как называли Масленицу?

Дети: Девицей – красавицей. Авдотьей Ивановной.

Воспитатель: Давайте и мы с вами мастерить куклу Масленицу.

                                   (конструирование чучела Масленицы)

В последний день праздника соломенную куклу сжигали, разбрасывая пепел по земле - к хорошему урожаю. Поэтому у Масленицы не делали лица – считалось, что имея лицо, соломенная кукла имеет душу и тогда ее нельзя сжигать. Соломенную куклу обязательно наряжали. И мы с вами нарядим нашу куклу. Наряжая, приговаривали:

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные; (заплатки на рукавах)

Лапти чистые, головастые!

Воспитатель: Второй день Масленицы – заигрыши. На заигрыши строили ледяные горы, с которых съезжали на санках, вениках, лавках. Конечно катали на санках и гостью праздника Масленицу. А еще в этот день устраивали игры между парнями и девчатами. Про этот день говорили: "Заигрыши! Игры всевозможные – день молодежный. Петухи покидают насест – парни выбирают будущих невест!”

Давайте мы с вами поиграем.

 

Игра "Жмурки” (Мальчикам завязывают глаза, они ловят девочек)

 

Воспитатель: Третий день – Лакомка. В каждой семье накрывали столы вкусной едой, пекли блины. Ходили к друг другу в гости. Четверг – разгул. На этот день приходится середина игр и веселья. Катались на санях с ледяных гор, устраивали кулачные бои.

 

Игра "Карусель ”

 

Воспитатель: Имели свое название и другие дни Масленой недели. Пятница – тещины вечера; суббота – заловкины посиделки; воскресенье – проводы, прощенный день. В этот день просили у родных и близких прощенья за нанесенные обиды. Прощались с Масленицей.

Любили на Руси Масленицу – праздник веселый, озорной, отчаянный. Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Масленицы, ели блины. Недаром стихия масленичных гуляний оказалась столь близка многим русским композиторам. Послушайте пьесу Чайковского "Масленица”.

Что напомнила вам эта музыка.

Дети: Эта музыка похожа на русские народные песни. Мне показалось, что играл целый оркестр.

Воспитатель: Вы, ребята, все правы. Композитор стремился передать в музыке целую картину шумного веселого, многолюдного праздника. Вы это почувствовали, когда слушали?

Дети: Да. Музыка очень веселая, задорная.

Воспитатель: Засиделись мы с вами в группе, пора на улицу Масленицу катать




Категория: Родничок | Добавил: Ксюшка (13.02.2012) | Автор: Красницкая Оксана Михайловна E
Просмотров: 2118 | Комментарии: 1 | Теги: масленица, Киндерград. конспект занятия, патриотическое воспитание | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 irka  
1
Оксана Михайловна, очень интересный конспект, а главное вовремя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]