Главная » Файлы » Сундучок знаний » Родничок |
29.11.2011, 23:34 | |
«Приобщение дошкольника к русской национальной культуре – начальный этап духовно-нравственного воспитания дошкольника» «Сказочная Гжель» Программное содержание: Воспитывать чувство гордости за талант
своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками
коллективную работу – гжельский сервиз. Продолжать знакомить детей с
русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Формировать умения детей оформлять объемную
плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике
«пластилинография». Закреплять представления
детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на
объемной плоскости. Развивать
у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать
развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. Развивать
речь детей, мелкую моторику рук. Оборудование:
слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый
кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П.
Синявского. Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию. ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир
удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете
сами. Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес:
Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4. Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов). Кто же нам ее прислал и что
в ней? (дети высказывают свои
предположения) Откроем посылку?
Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. - Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные. Как хороша – эта девица-душа: Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво. Барышня так красива! А вот индюк нарядный, У большого индюка Все расписаны бока. Откуда нам их прислали? Из чего делают дымковские мастера свои игрушки? А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска. Отгадайте загадку: Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Разноцветные узоры тонко
вывела рука! Чудо-птицы там порхают, И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя! - Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки). Как называется эта роспись? Воспитатель: Послушайте стихотворение и
найдите предметы, о которых в нем говорится. Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – Быль или небыль? Изделия рук золотых! Да! Это синяя сказка – Глазам загляденье, Словно весною капель! Ласка, забота, тепло и терпенье – Русская звонкая Гжель! (дети находят в посылке
предметы Гжели) Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами? Ответы детей: Воспитатель: Дети, мы отправляемся в
путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так
называется? Сейчас вы поймете сами. Расскажу вам сказку. Так вот. В некотором
царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька
Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там
смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать,
как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить.
Думали-думали и придумали. Нашли они в
своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную
посуду и расписывать ее синей краской
различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как
нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый
фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое
умение показывать. ( слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки
курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они
хороши! (слайд№4) А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух
чайников.(слайд №5) Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.
Услышал он сказку про кита, да сделал
масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и
церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой
кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий
мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он
сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает,
плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (слайд№7). Гжельские
мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи
на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные (слайд
№8). Лепили
гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным
хвостом, мышка-норушка, гордый конь и
задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко
смешной. Грива-то его как роза! Делают
в Гжели и часы (слайд №11). Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они
снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется,
сейчас прокукарекает: «Спать пора!» У
каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка
родимая ( слайд №12). Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство
волшебное достойное восхищения (слайд №13). Вот
так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и
внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна
краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись (слайд №14). Воспитатель: Понравилась вам
сине-голубая сказка? Ответы
детей: Беседа
по сказке. -
О каком промысле эта сказка? -
Из чего гжельские мастера делают свои изделия? -
Каким узором украшают мастера свои изделия? -
Какие изделия делали мастера из глины? Воспитатель:
Давайте отдохнем. Физкультминутка
«Цветы» Наши
синие цветки распускают лепестки. Ветерок
чуть дышит, Лепестки
колышет. Наши
синие цветки закрывают лепестки. Тихо
засыпают, Головой
качают. Воспитатель: Дети, в
группе открылась выставка «Сказочная
Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров,
полюбуемся на это голубое чудо. (Рассматривание изделий народного промысла) -
Для чего нужны гжельские изделия? -
Почему Гжель называют сине-голубой? Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз.
Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло
время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это
сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам
пригодятся наши пластилиновые шарики. С
их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде. Дидактическое
упражнение «Чудесный мешочек» Воспитатель: Сейчас вы
выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны
карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и
выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку. (Дети выбирают посуду и садятся за
столы) Воспитатель:
Узор
на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими
узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек). Где
расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды). Из
каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки). На
что похожи лепестки цветка? (На капельку). Капелька
- один из любимых элементов мастеров
Гжели. Этапы
выполнения работы. Серединка
цветка.
Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия. Лепестки-капельки.
Из шарика делаем овальную форму, раскатывая
его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу.
Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем. Воспитатель:
Дети.
Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился
красивый цветок? Бордюр. Расплющить
шарики по краю посуды, располагая их равномерно. Воспитатель:
Дети,
с чего вы начнете работу? Поможет
вам в работе песня «Незабудковая Гжель». (Звучит аудиозапись песни «Незабудковая
Гжель») В конце занятия дети выставляют свои
работы на столе, покрытом белой скатертью. Воспитатель: Вы все
расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный
сервиз. Нравится он вам? У русских людей
есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас.
Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. О
каком промысле мы сегодня беседовали? Ответы
детей: О
Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение
читает ребенок) Сине-голубые Розы,
листья, птицы, Увидев
нас впервые, Каждый
удивится. Чудо
на фарфоре Синяя
капель. Это
называется Просто
роспись Гжель. | |
Просмотров: 8110 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 2.0/3 |
Всего комментариев: 0 | |