Требования к речи воспитателя детского сада - Документация - Сундучок знаний - Каталог статей - Киндерград- сайт для родителей дошкольников и педагогов
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Сундучок знаний » Документация

Требования к речи воспитателя детского сада

 

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

 

 Некоторые недочеты речи педагога:

ü  Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

ü  Невнятность произношения;

ü  Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

ü  Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

ü  Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

ü  Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

ü  Употребление в речи слов – паразитов;

ü  Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

ü  Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;

ü  Речь с  характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

ü  Произнесение слов с неправильным ударением;

ü  Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

ü  Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

ü  Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

ü  В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

ü  Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

 

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению

ü  Умение связно,  интересно, в доступной форме донести до детей то или иное  передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

ü  Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

ü  Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

ü  Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

ü  При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;

   

 Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

ü  Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

ü  Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;

ü  Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

ü  Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

ü  В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

ü  Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов,  точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

ü  Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

 

Категория: Документация | Добавил: irka (10.04.2012) | Автор: Кузьмина Т.В.
Просмотров: 9297 | Теги: требования к речи, Речь, речь воспитателя, Детский сад, недостатки речи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]