Флексагоны - Документация - Сундучок знаний - Каталог статей - Киндерград- сайт для родителей дошкольников и педагогов
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Сундучок знаний » Документация

Флексагоны

Доклад  для ГПО

«Умственное развитие дошкольников»

на тему:«Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

Подготовила Вострикова С.Ю.

заместитель заведующего по ВМР

МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 26 «Колосок» Мичуринск Тамбовская обл.

 

   В настоящее время одним из перспективных подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мысленных моделей.

     Осуществляя поиск эффективных средств математического моделирования с дошкольниками, важно учитывать положения А.В.Белошистой, Ж.Пиаже о специфике интеллектуального развития детей, генезисе числа у ребенка, амплификации математического развития; исследования Л.С.Выготского, Л.В.Занкова о связи обучения и развития; утверждения С.Л.Рубинштейна о качестве процессов анализа, синтеза, генерации как о ядре общих интеллектуальных способностей; указания Л.А.Венгера о формировании внутреннего плана действий в ходе математического развития детей 5-7 лет.

     В соответствии с подходом З.А.Михайловой технологии можно классифицировать по логике действий, выделяя математические развлечения; математические (логические) игры, задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения.

 

Классификация технологии математического моделирования

 

1. По теоретико-множественному смыслу:

  • технологии нахождения целого заданной инвариантной формы как объединения различных серий классов его разбиения;
  • технологии нахождения целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов разбиения заданной исходной формы.

2. По пространственной ориентации:

  • технологии плоскостного моделирования на базе разрезания прямоугольника;
  • технологии пространственного моделирования на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда;
  • технологии пространственного моделирования на базе материалов, допускающих непрерывные деформации;
  • технологии пространственного моделирования на базе оригами.

Последняя группа технологий весьма привлекательна, так как особенность игровых материалов для них состоит в неограниченных комбинаторных возможностях обычного листа бумаги. Если считать, что идеальный интеллектуальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, то оригами – именно такой конструктор.

     Классическое оригами не допускает разрезов, склеиваний. Тем не менее                                                                                                                                                                                                                                               на основе простого складывания, минимального склеивания и разрезания можно смоделировать интересные и полезные математические «игрушки» - флексагоны.

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит «скрытые» поверхности. Первый флексагон был изобретен в 1939 году 23-летним английским студентом Артуром Стоуном.

     Внимательный анализ разверток флексагонов позволяет выявить их развивающий математический потенциал для дошкольников.

Флексагоны, как средство математического моделирования имеют следующие отличительные черты:

  1. Экономичность. Для изготовления флексагонов нужна бумага, клей, ножницы и эталоны форм.
  2. Доступность. При минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые поверхности флексагона, но и моделируют флексагоны по готовой развертке. При этом игровая и поисковая задачи доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становятся мотивированными и активными.
  3. Многоплановый и развивающий характер. Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения; при специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников.

 

Методические рекомендации для педагогов

 

  1. Начиная занятие по знакомству с флексагоном, необходимо параллельно закреплять у детей различение цветов, их оттенков;
  2. Для младших дошкольников флексагоны могут при правильной сборке составлять какой-либо предмет, соответствующий цвету фона. Собрать силуэт предмета можно одним способом, получить однотонную сторону – двумя. Поэтому, когда ребенок действует с флексагоном, он невольно усложняет себе познавательную задачу, что стимулирует развитие моторики, мышления и получение положительного эмоционального заряда.
  3. Старшим дошкольникам можно предложить собрать флексагоны по цвету и оттенкам. Данное упражнение рекомендуется использовать для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.

Следует обратить внимание на следующие аспекты использования флексагонов с дошкольниками на занятиях по математике.

 

·         Как средство порядкового и количественного счета;

·         В разделе «Геометрические фигуры» - знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, прямоугольником, четырехугольниками как с классами фигур. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию;

·         Для освоения понятия «время». Можно с их помощью демонстрировать циферблат часов, удобно показать сезонные явления, дни недели, месяцы.

Флексагоны возможно использовать на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, экологии.

     Если педагог решил использовать в своей работе флексагоны, то имеет смысл познакомить родителей с этой «игрушкой», научить их составлять развертки и моделировать простейшие флексагоны. Если этим занятием увлекутся родители, то усилится и мотивация детей.

 

 

 

Информационные ресурсы

 

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Игры и фокусы с бумагой – М., 1999
  2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры – М., 1991
  3. Репина Г.А. Технология математического моделирования с дошкольниками» - Смоленск, 1999
  4. «Дошкольная педагогика» № 3, 2008 г.
Категория: Документация | Добавил: Ирина (16.04.2012) | Автор: Вострикова Светлана Юрьевна
Просмотров: 2628 | Теги: умственное развитие, флексагоны, Детский сад, тема, ГПО, Доклад, дошкольник, математическое развитие | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]