Главная » Статьи » Сундучок знаний » Документация |
Подготовила С.Ю. Вострикова
– заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ «Детский
сад комбинированного вида № 26 «Колосок» г. Мичуринска Тамбовской области Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Этим объясняется поиск педагогами ДОУ наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы. Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Педагог, как правило, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое. Экспериментальная деятельность становится средством развития и помогает привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования. В дошкольном учреждении № 26 «Колосок» г. Мичуринска многие педагоги работают в режиме экспериментальной деятельности по различным направлениям. Наиболее успешной представляется работа по эстетическому направлению. На базе дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность экспериментальная площадка по данному направлению. Это позволило организовать профессиональное объединение педагогов города, работающих по углубленному художественно-эстетическому воспитанию. В дошкольном учреждении существует группа эстетического развития «Гармония» для детей 5-7 лет. Ключевая роль эстетической группы нам представляется в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. Своеобразным девизом деятельности нашей группы стали слова индийского поэта и мыслителя Рабиндраната Тагор: «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…», что выражает мысль о неразделимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту. Группу «Гармония» дети посещают на протяжении двух лет, в течение которых не только получают новую для них информацию, являются не только слушателями и созерцателями, но и соучастниками, активными творцами красоты. Работа по ознакомлению с искусством, развитию творческих способностей проводится в рамках эстетических, познавательных, музыкальных, логопедических, кружковых занятий. Педагоги группы руководствуются задачами: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей; воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности; формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащений разнообразной творческой деятельности детей; формирование базисных основ личности; создание модели взаимодействия детского сада и семьи в эстетическом развитии детей. Реализация нашего экспериментального проекта проходит в три этапа: организационно-подготовительный (поступление детей в школу); основной (старшая и подготовительная группы); заключительный (выпуск детей в школу). Методологической основой всей нашей работы являются положения теории Л,С.Выготского о развитии творческих способностей ребенка. Подготовительный этап проходит в летнее время, во время поступления детей в группу. Педагоги с помощью отработанных диагностических процедур, наблюдений за детьми определяют их интересы, представления. Составляется и систематизируется перспективный план работы, разрабатываются занятия, развлекательный игровые и музыкальные упражнения, этюды, подготавливается дидактический, демонстрационный и развивающий материал. Создаются фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток, формируется развивающая среда. Эстетически развивающая среда в группе создана как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; репродукции живописи; театральный и музыкальный центры; центр релаксации; интерьерные цветы На каждого ребенка заводится индивидуальная карта музыкального и психомоторного развития. По методике А.Н.Бурениной определяется уровень развития детей, творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов. Во время подготовительного этапа проводится анкетирование родителей, опрос об их видении пребывания ребенка в группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их эстетического развития. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории искусства, оформляются тематические и образовательные стенды, оформляется «Родительский абонемент» (для домашнего пользования). При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями. Основной этап проходит во время учебного процесса. Обучение и развитие детей проходит по программе сертифицированного интегрированного курса «Мир цвета, мир звука, мир пластики, мир». Интегрированный курс основан на синтезе искусств, который используется в трех направлениях: искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды; искусство составляет содержание образования; искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества. Образовательный процесс направляется на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов, удельный вес осмысления произведений искусства увеличивается – дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. На заключительном этапе проводится итоговая диагностика, которая позволяет выявить уровень развития детей. Оформляются карты музыкального и психомоторного развития. Проводится анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике эстетического развития детей, уровня усвоения ими программы. Также выявляются недостатки, трудности и проблемы в работе. В конце года проводится эстетический отчет, участие в котором принимают и дети, и педагоги, и родители (создание сценария, подготовка костюмов, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала). Многолетний опыт позволил педагогам выделить критерии, определяющие основы художественной культуры старших дошкольников, их эстетического развития. Среди которых: проявление у ребенка устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве; умение дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей; различать виды и жанры произведений основных видов искусства; стремление находить выразительные средства в музыке, живописи, литературе; владение навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности. Представленная реализация экспериментальной работы предполагает личностное видение и творческий подход к решению проблемы эстетического воспитания в ДОУ № 26 «Колосок». | |
Просмотров: 4506
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |