Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Азбука для родителей » Рекомендации родителям

Как говорит Ваш ребенок

Как говорит ваш ребенок


Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Данная статья-справка предназначается родителям. С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться специалистам разного профиля: логопедам, психологам, учителям, врачам.

Материал, представленный в статье, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее – помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

·       понимание речи;

·       оценка речи по звучанию (звукопроизношение);

·       фонематические слух;

·       связная речь;

·       лексико-грамматический строй речи;

·       состояние голоса;

·       темп речи.

Рассмотрим отдельно каждый параметр, по которому производится оценка.

«Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

«Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов (для каждого возраста оно разное).


«Фонематический слух».
Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения рядов звуков и их последовательности, способность производить звуко - буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.«Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.

«Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

«Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Детям предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно предложить дошкольникам изменить голос, используя персонажей сказки «Три медведя». Взрослые обращаются к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос (т. е. понижать и повышать), то результат оценивается «1», если нет – «0». Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение: «Сегодня ясный день» на вопросительное и восклицательное предложение. Последним проверяется темп речи. Если ребенок говорит слишком медленно или слишком быстро, а также если в его речи встречается запинки, результат оценивается в «0», если темп речи нормальный – то в «1».

* * * * *

Проверить речевые навыки ребенка вы можете следующим образом:

Понимание речи. Выполнение двух- и трехступенчатой инструкции: 1. Возьми куклу и положи ее на стол. (1/0). 2. Подойди к маме. Возьми ее за руку (1/0). Подведи ее ко мне. 3. Закрой глаза. Хлопни в ладоши. Топни ногой (1/0)

Связная речь. Сюжетные картинки с открытым смыслом. 1. Составить предложение по картинкам: Девочка читает (1/0).Девочка спит (1/0). Мальчик рисует (1/0). 2. серия из трех картинок (любых).

Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи: внятная (1), невнятная (0).

Фонематический слух. 1.Хлопки: два, два (1/0), три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0). 2. Покажи: где миска, а где мишка – хлопок сдвоенный (1/0).

Лексико-грамматический строй речи. 1. Основные цвета: красный (1\0), желтый (1\0), синий (1\0), зеленый (1\0). 2. Кто это? (Показываем картинки петуха, козы). А как он кричит (1\0)? А что это у него (1\0)?

(Петух: «Ку-ка-ре-ку!». Гребешок, хвост. Кот: «Мяу!» Усы, хвост. Коза: «М-е-е-…». Рога, глаза.)

Состояние голоса. (Умение модулировать). Сказка «Три медведя». Пусть ребенок скажет за Михайло Ивановича, Настасью Петровну, маленького Мишутку. Михайло Иванович: «Кто сидел на моем стуле?» (1\0) Настасья Петровна (1\0). Мишутка (1\0).

Темп речи. Норма (1). Ускоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).

Категория: Рекомендации родителям | Добавил: irka (09.11.2011) | Автор: Кузьмина Татьяна Вячеславовна E
Просмотров: 1754 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]